Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Природа Мангышлака
Новости
Фотографии
Статьи
О проекте
Форум
Чат
Гостевая книга


на
 
Предыдущая статья  |  В конец статьи  |  Список статей  |  Следующая статья

Впечатления о поездке на Мангышлак

Привет всем землякам!
Наконец-то удалось побывать в Актау, были в гостях с 9 по 19.08.2004. Впечатлений много – хочу поделиться с Вами.

1. Дорога в Актау.
Поехали на полугодовой «семёрке», из Астрахани выехали 8.08.2004 около 9 часов утра, через час были на Казахстанской таможне. Каких-либо проблем не возникло, если не считать того, что потеряли больше часа – работа на таможне идёт неторопливо и спешить там просто некуда! Никаких поборов не было – спросили куда едем, лениво оглядели машину и «дали добро». Необходимо тут же купить полис «автогражданской ответственности» – на наши деньги стоит около 400 рублей. Только выехали с территории таможни – через 100 метров пост ГАИ – опять посмотрели документы, поинтересовались куда едем и отпустили с Богом. Поехали!
Разницу между Астраханскими и Казахстанскими дорогами почувствовали буквально сразу. Я уже был предупреждён об этом, поэтому старался не «гнать лошадей» и, тем не менее, впечатления и ощущения были ещё те. Самое «приятное», когда после участка более или менее гладкой дороги перед тобой внезапно появляется участок метров на 100-200 полностью состоящий из ям и кочек, идущих подряд друг за другом.
Я так и не пойму – как предполагается развивать туризм – если добраться до Актау - уже подвиг? Кто-нибудь из создателей прекрасного красочного сайта http://travel.hotline.kz/travelkz/mangistau.asp, рекламирующего прелести Мангышлака проехал сам за рулём от Актау до Астрахани (или хотя бы до Атырау?)
В общем – до Атырау (Гурьева) добрались часам к 6 вечера (это всего-то 360 км). С бензином в нефтяной столице Казахстана оказались проблемы - не было 95 и даже 93 пришлось искать – оказывается какой-то ихний завод был на ремонте. Пока заправились и немного перекусили, начало темнеть, решили поискать место для отдыха. Отъехали за город подальше, съехали в степь, кое-как устроились. Через 1 час возни в тесной машине поняли, что уснуть не удастся, и решили потихоньку ехать дальше.
Дорога до Доссора – это уже сплошная полоса препятствий – разбита вконец. Очень много мест где дорога превращается в сплошные продольные гребни такой высоты, что если пропустить их между колёсами – то никакая защита не поможет – вспорешь поддон. Приходилось одним колесом заезжать на гребень (который тоже неровный), а другим – ехать, где получится. Одно утешало - движение по «дороге» маленькое – никто тебя не подгоняет. В общем - ехали так пока были силы, ночью проехали Доссор, и немного отъехав от него, свернули по грунтовке в степь, где и уснули, как убитые. Просыпаемся утром около 7 часов – метрах в 100 от нас казахская чабанская точка – какие-то мазанки, несколько коров, собака, пожилая казашка, доящая корову. Полный прикол – как же мы их в темноте не увидели? Пока не началась жара, наскоро пьём чай и едем дальше.
Дорога до Кульсаров будет, пожалуй, еще хуже, чем до Доссора. По пути нам попадаются либо гружёные «фуры», либо местные машины, среди них часто УАЗики (которые поразительно смело гоняют по убитым дорогам, видно они их не боятся). Удивительно много по разбитой трассе едет дорогих иномарок, джипов, причём они видно уже знают здесь каждую кочку, так как смело гонят вперёд объезжая разбитые участки. Сзади интересно наблюдать за ними – они словно зайцы петляют между ямами и кочками. Тем не менее - не покидает мысль – как же им не жалко свои машины, ведь любой джип на такой дороге похоронишь. Наконец кое-как добрались до Кульсаров, а там та же проблема с бензином. Нашли местных ГАИшников – спрашиваем, где можно заправиться. В ответ удивление – «как Вы здесь оказались?» Объяснили – мы в гости, едем к родственникам, помогите с бензином и покажите – как ехать на Тенгиз. «Езжайте за нами» - в общем, привезли нас на заправку, где был 92, а потом – на дорогу в сторону Тенгиза. (Перед самой поездкой встретил в Астрахани машину с Актаускими номерами, расспросил людей о дороге. Меня предупредили – на карте обозначена дорога от Кульсаров до Опорного – не вздумай туда сунуться, если не хочешь остаться там навсегда – дороги там нет, один песок)
От Кульсаров до Тенгиза участок пути хороший, можно спокойно ехать 100-120, правда - кое-где встречаются довольно приличные выбоины, поэтому сильно расслабляться нельзя, но в целом – добрались быстро. В районе самого Тенгиза – километров 100 идеальной дороги. Дальше едем на Сарыкамыс – движения по дороге практически нет, над головой раскалённое солнце, и мы не зная, что нас ждёт - едем не больше 80 км/час. Вдруг нас на скорости обгоняет местная иномарка, и мы решаем держаться за ней сколько сможем. Едем около 120-130, местами попадаются выбоины, к счастью – не так много. Иномарка уже скрылась вдали, а мы рассуждаем, что раз они так гонят – значит, дорога ничего и стараемся держаться не меньше 100 км/час. Через некоторое время вдали вновь показалась эта иномарка – как же мы их догнали? Проезжаем еще и видим – полный улёт, дороги практически нет, с 2 сторон степь, а посередине – это даже не дорога – а полоса препятствий – яма за ямой, выбоина за выбоиной. Это мы приближаемся к Опорному! (Нас предупреждали, что будут «особенные» 16 км. до него и 16 км. после!) В общем – 32 км. ехали около 3.5 часов на 1-2 передачах. В самом Опорном – метров 500 асфальт! - а дальше опять полоса препятствий. На асфальте лежит крупная убитая корова – кому понадобилось её сбивать? Возле дороги у поворота на Бейнеу расположились убогие сарайчики с надписями – «Шайхана», несколько местных жителей предлагает приобрести сигареты и прочую дребедень. Бог мой – как здесь живут люди без воды, без сообщения с миром? Как они стирают, купаются, готовят пищу?
Наконец полоса препятствий кончилась, и пошёл грейдер! Грейдер – это и хорошо и плохо. Кое-где можно было разогнаться и до 100 км/час, хотя чаще ехали 60-80, а местами и 40-50. Но вот пыль, которой мы практически пропитались насквозь и пропылили все вещи в машине! На подъезде к Бейнеу пошёл хороший асфальт. Приезжаем в Бейнеу – это районный центр, без проблем заправились 92 бензином, спрашиваем у девушки на заправке – какая дорога дальше? Отвечает – «хорошая, асфальт». Ура! Садимся, гоним, примерно через 100 километров асфальт кончился и снова грейдер! Это что-то!!! Едем до Сай-утеса, затем после него по такому же грейдеру - уже на автопилоте. Я испытываю ощущение вины перед семьей, что обрёк их на такие мучения (и что бы ни поехать на Чёрное море по хорошей трассе?). Одно утешает – сын 12-ти лет воспринимает всё с энтузиазмом и ничуть не унывает, похоже, что его все эти тяготы даже забавляют. Проезжаем Сай-Утес уже вечером, и вновь продолжается грейдер!
Перед поездкой я узнавал, что недалеко от Жармыша должен начаться асфальт. Где же этот асфальт? Когда в темноте по грейдеру навстречу едет машина, а ветер в твою сторону, то пыль закрывает видимость полностью – фары освещают только пылевой туман навстречу, а что за ним - ты не видишь, пока не проедешь через него. В одном месте видим указатель «объезд», едем по нему и вдруг в темноте проваливаемся вниз. Машина глохнет, всё окутывает пыль, в мозгах неприятные мысли. Поворачиваю ключ зажигания – слава Богу, завелась, правда тянет почему-то плохо, думаю, что воздушный фильтр пора менять. Через некоторое время, уже окончательно устав, мигаю фарами какому-то встречному, которого чёрт занес на эту же «дорогу». Останавливается «фура». Брат – скоро ли асфальт? Да вот же он – оказывается, мы остановились метрах в 200 от него! Теперь уже полегче – однако, в темноте разгоняться боимся, так как не знаем – что впереди, едем около 90-100. Так доезжаем до Шетпе, возле заправки видим пару машин – похоже, в них кто-то ночует. Но сил остановиться тоже нет – осталось-то совсем немного, да и дорога пошла нормальная. Вторая ночь в машине – это уже тяжело. К нам подходит какой-то мужик, который также заправляет свою семёрку рядом с нами. «О, 30-й регион, россияне, из Астрахани едете?» Да! «Я был там не раз, дорога плохая. Едете в первый раз? Куда, в Актау? Знаете дорогу? Езжайте за мной, я еду туда же» «Как машина едет, какую скорость держать можете? Будте осторожны – на дороге могут быть лошади или другие животные»
Я с благодарностью еду за нечаянными попутчиками, благодаря судьбу и добрых людей. Вспоминаю название сайта «Нас много!». Плохо то, что уже хочется спать, и нет нормальной реакции за рулем, глаза как будто наливаются свинцом. Пытаюсь вертеть головой, говорить, пить воду, но это мало помогает. Вдруг семерка впереди мигает, останавливается. Выходим, попутчик говорит – брат, давай умоемся, а то в сон клонит, мы тоже долго едем. Пьём воду, умываемся, мочим шею, виски, становиться легче. Едем дальше. В одном месте прямо вдоль дороги видим 4-5 спящих лошадей. Через некоторое время уже я сигналю попутчику – давай остановимся ещё. Снова умываемся, разговариваем, знакомимся, даю свою визитку. Попутчика зовут Володя Кох, выясняем при разговоре, что в Актау у нас есть общие знакомые. В общем – мир не без добрых людей. Наконец около 2 часов ночи, въезжаем в Актау! Город, конечно, не узнать! Море огней, электрические пальмы, дороги просто класс! Попутчики довезли нас прямо до нашего дома и там мы распрощались.

2.Впечатления об Актау.
Итак, дорога туда заняла почти 40 часов. Но мы в Актау, на своей машине, через 11 лет после того, как уехали! Правда, мы были там ещё в 1996 году, но это было совсем не то, и время было другое. На другой день пошли регистрироваться. Утром было много народу, мы сделали половину дела, вечером наудачу заехали ещё раз – и за 20 минут завершили всё оформление.
Перед поездкой облазил весь интернет в поисках информации, наконец, на "Hotline.kz" нашёл маршрут в Голубую бухту: Чтобы добраться до нее, нужно выехать из Актау в сторону Форта-Шевченко, а на 68-м километре следует свернуть налево и медленно ехать по грунтовой дороге, около 10 км, пока впереди не появятся строения. Проехав мимо них, вы окажетесь на берегу бухты. Обязательно исследуйте правый и левый берег Голубой бухты. Сходите к Чертову пальцу, который словно средневековый замок выступает в море. Если вместе с вами будет кто-то из старожилов, он, конечно, убедит вас исследовать правый берег, чтобы отыскать ту единственную точку, находясь в которой, вы увидите профиль человека на фоне голубого неба». Мы так и сделали – поехали на 68 километр! При выезде из города на посту ГАИ (или по местному - МАИ) машину долго осматривал ГАИшник, проверял номер двигателя, кузова, пересмотрел весь багажник и, наконец, в недоумении отпустил нас, видимо так и не поняв, что мы едем просто отдыхать, и приехали в Актау не шпионить или воровать, а в гости - в город, в котором прожили много лет и который, в общем-то, строили. К чести Казахстанских ГАИшников надо сказать, что это был наш единственный контакт с ними (не считая границы). Больше мы их никак не ощущали за всё время пребывания в Казахстане!
Ну да ладно – сворачиваем на 68 километре и едем по грунтовке к морю. И вот когда остаётся уже, кажется, совсем немного, и виден уже вдалеке кусочек моря и Чёртов палец – мы упираемся в глубокий ров, за ним насыпь, за ней – забор, ворота с замком без всяких надписей, а вдали – пару вагончиков и «Жигули» рядом. Сколько мы не крутились возле забора – никто к нам не вышел, другого пути мы не нашли. Наверно пару часов мы колесили по склонам, пытаясь как-то добраться до берега, но другой дороги не было. Нашли мы и «старожилов» - местных жителей, наверно чабанскую точку, где были только маленькие дети и апа (бабушка), из которых никто по-русски не понимал, только плевались при виде шестерых «урусов», да собаки готовы были нас сожрать. Затем, наконец, уже на обратном пути встретили местных жителей помоложе, и те кое-как объяснили нам, что проехать, куда мы хотим – нельзя – «там браконьер, может убить». Так мы и вернулись ни с чем.
На другой день поехали в сторону баз отдыха – в прошлом мы часто ездили туда, останавливались в любом понравившемся месте, купались, дожидались захода солнца и возвращались домой. Сейчас мы проехали до самих баз и не нашли ни клочка незагаженного места, где можно было бы остановиться. Правда – видели много плакатов с призывами не сорить. Везде пластиковые бутылки, пакеты и подобные следы «цивилизации». В общем – на море купались на пляже «Манила» в 1 микрорайоне или в районе 7 микрорайона (я так и не понял – какое он имеет отношение к университету, но видимо имеет, раз там есть ректорат и надпись - университет имени Есенова!). Народу много – как на худших Черноморских пляжах – вечером не протолкнуться. А если купаться за пределами обустроенных пляжей – то опять та же картина захламлённости. Так что – прощай – чистый и немноголюдный берег Каспия - это всё в прошлом. Правда - потом мы приспособились ездить на море 2 раза в день – так вот по утрам народу как раз было мало. Уже перед отъездом мы узнали, что можно было просто проехать дальше баз отдыха и там уже можно найти хорошие чистые места для отдыха. Кстати – базы многие функционируют, и можно просто приехав туда, купить на месте путёвку на отдых (с питанием, как это было раньше). Некоторые базы даже стали лучше, так как находятся в частных руках и хозяева стараются привлекать отдыхающих. Кстати об отдыхающих – сейчас в Актау стало много приезжих из других областей Казахстана – от Астаны до Алма-Аты. Назарбаев решил сделать из города место отдыха и морскую столицу Казахстана и к этому они, в общем-то, продвигаются.
Ещё примета времени – никогда раньше не было в Шевченко бомжей. Сейчас в Актау мы их видели – в основном это немолодые русские, видимо те - кто не смог уехать, а новой власти они естественно не нужны (зачем нужно думать об «оккупантах?»). Вот американцы и англичане – они молодцы, они друзья, а не оккупанты – они бомжами никогда не станут.
Ну что еще? Конечно, город изменился, состав населения изменился также. Несколько раз у нас возникали трудности общения, так как уже даже молодежь не всегда хорошо понимает по-русски. За 10 дней пребывания в Актау не встретили ни одной машины с российскими номерами – это тоже о чем-то говорит. Местные водители то ли вообще любители посигналить, то ли просто удивлялись, глядя на нас, но я обратил внимание – сигналили нам беспрестанно на каждом перекрестке и углу. Так и хотелось спросить – «что-нибудь случилось, брат»? Несмотря на все эти издержки - есть и много хорошего, что сохранено еще от прежних времён. Город, в общем-то, очень чистый, кругом постоянно метут и за порядком следят. Мы ходили с друзьями гулять на море вечером – прошли весь город пешком, гуляли до 12 часов – не встретили ни одного наркомана или пьяного, никто ни к кому не пристаёт, на улицах полно людей, причём как стариков, так и детей. Ощущение безопасности, хотя мы там уже в качестве гостей. Как не вспомнить Астрахань, где после 8 вечера (а зимой после 5) город погружается во мрак, и на улицу без крайней необходимости выходить не хочется. Еще обратил внимание – народ, в том числе и молодёжь, одет проще, чем в Астрахани, без вычурности. Нет столько праздно болтающихся по городу в течение дня. На мой взгляд – это плюс.
Конечно, впечатлений много, жалею, что не остались в Актау ещё на недельку. Выезжая за город, попадаешь в почти первозданную природу. Буквально в 10 метрах от машины (ехали по грунтовке) встретили лисицу, много раз видели куропаток – они очень быстро бегают, и ни разу не взлетали при нас. Море было очень тёплым, первые 2-3 дня штормило, затем успокоилось, вода была 22-24 градуса. Наконец-то сын научился плавать и нырять с маской! Перед обратной дорогой, для внутреннего успокоения, поехал в автосервис посмотреть машину на подъёмнике. На удивление оказалось всё в порядке, только на средней рулевой тяге небольшой люфт наконечника (что и чувствовалось по рулю), да кое-где почиркано днище (память о грейдере). Ремонт и запчасти в Актау стоят ровно в 2 раза дороже, чем в Астрахани, за диагностику взяли 60 рублей на наши деньги (в Астрахани за то же самое перед поездкой отдал 30). В целом же обеспечение от Астраханского сильно не отличается, есть вещи намного дороже (например, DVD диски стоят дороже в 2 раза), зато лекарства дешевле (то ли у них «левые», то ли у нас очень хорошо «накручивают»). Ералиевские арбузы на базаре гораздо вкуснее Астраханских, виноград (особенно без косточек) тоже дешевле и вкуснее. В целом - базар и продуктовые магазины примерно на уровне Астраханских, может только молочная продукция похуже (а ведь были же времена, когда сметану из Шевченко везли на самолётах в качестве угощения в Астрахань, и не только).

3.Обратный путь.
Пришло время ехать обратно. На душе немного беспокойно – уж больно тяжёлой показалась дорога. Выехали из Актау в 7 утра, жары пока нет, дорога прекрасная, едем 100-120. Тот путь, который мы проехали в темноте, подъезжая к Актау, оказался самым интересным. В районе Шетпе проезжали старые горы, проехали край впадины Карагие – места очень красивые, дорога петляет то вверх, то вниз, да так, что закладывает уши. Не было моральных сил остановиться – внутренний голос гнал вперёд, хотелось скорее преодолеть все тяготы пути (сейчас жалею, что не останавливались и не фотографировались в начале пути, правда, сын кое-что снял на видео). В некоторых местах на фоне выжженной бескрайней степи вдруг появлялись водоёмы вдоль дороги (откуда здесь вода?), 2-3 раза проехали мимо оазисов. Съехать бы туда, посмотреть, что там, отдохнуть в тени. Таким образом, проехали Бейнеу, преодолели дорогу мимо Опорного, ближе к вечеру подъехали к Тенгизу. В районе Тенгиза – цивильная заправка, при ней чистенький магазинчик (минимаркет). Заправились бензином, купили воды, кефира, печенья. Набрали у девочек в магазине кипятка в термос.
Дорога гонит вперёд, впереди еще почти полпути, а время не терпит. Ночевать решили в стороне от дороги в степи, потому, что цивильных гостиниц или кемпингов по ходу пути не наблюдалось. Около 2 часов ночи проснулись от света фар и звука мотора – подъехали местные ребята, стучат в окошко – «не найдется ли закурить», сами заглядывают в окна – сколько же в машине человек? Так как мы не курим, то пришлось им уехать без сигарет. «Приятно», конечно, когда ночью в степи тебя будят незнакомые люди – то ли им покурить захотелось, то ли ещё чего. На всякий случай мы выехали на дорогу, проехали в темноте Кульсары, отъехали подальше и вновь заночевали уже в другом месте. Утром до обеда проскочили (вернее – преодолели) дорогу до Доссора, затем до Атырау. И вот когда Атырау остался позади, проехали мост через Урал и выехали на дорогу до Астрахани – мы поняли, что мы уже почти дома. Время полдень, останавливаемся, умываемся, пьём чай, фотографируемся в дороге в последний раз. Участок пути до Астрахани показался лёгким, не в последнюю очередь и потому, что дорогу всё-таки ремонтируют, ближе к Ганюшкино дорога уже вполне приличная.
В 4 часа подъехали к Казахстанской таможне и на удивление проскочили её буквально за 15-20 минут, за ней паром, дальше Российская таможня. Здесь также всё оформление заняло не больше 15 минут, и вот мы уже едем по отличной Астраханской трассе. Сразу же обращаем внимание, что воздух здесь более влажный, а солнце не такое жаркое как в Казахстане. Конечно – очень рады, что всё позади, но у меня почему-то внутри необъяснимое ощущение сожаления, что всё закончилось.
Сейчас, когда прошло время (2 недели), трудности уже так не вспоминаются, зато осталось ощущение безграничной свободы, бескрайней пустыни и полного отвлечения от каждодневных забот. Конечно – этот маршрут вряд ли когда-нибудь станет таким ходовым как на Черное море, тем более что теперь это заграница. Однако наверняка есть и будут любители уехать подальше от цивилизации и для них этот маршрут вполне подойдёт!

4. Выводы.
Если кому-нибудь пригодятся мои советы – то советую следующее:
Если твёрдо решите ехать и не гнать лошадей – то лучше ехать на 2 машинах, договорившись об этом заранее. Тогда можно в понравившемся месте остановиться (такие места, в основном ближе к Актау), в общем-то - можно ехать и с двумя ночевками.
Ночевать лучше подальше от посторонних глаз и населённых пунктов, лишние контакты с бедными людьми другого мировоззрения могут быть не приятны, а может и небезопасны.
Лишний бензин с собой таскать ни к чему. Мы брали почти 40 литров (кроме полного бака), и это совсем не понадобилось. В любом случае можно заправиться в Атырау, в Доссоре, в Кульсарах, в Тенгизе, Бейнеу, Шетпе.
Продукты питания (не вызывающие опасений) можно приобрести в Атырау и в Тенгизе. От Тенгиза до Актау уже доедете не проголодавшись. В машине должно быть не меньше (желательно и не больше) 2 человек. 3 человека в Жигулях – это уже тесно. Хотя можно ехать и втроём, если двое из них смогут вести машину – тогда на заднем сиденье можно отдыхать всем по очереди.
Если перед поездкой поднимите машину для увеличения дорожного просвета – это не помешает и даже желательно. Сотовая связь есть практически во всех более-менее крупных населённых пунктах (определяется либо один, либо 2 оператора), при необходимости – позвонить сможете.
Вот и всё, счастливого пути!

Хочу сказать спасибо всем, кто морально подготовил меня к поездке!
Это Десятников Леонид – ветеран Мангышлака, проехавший этот маршрут в оба конца не один раз.
Это авторы сайта «Нас много» и статья Филиппа на сайте (Азия 2001).
Это редакция Актауского еженедельника Актау-Лада, которые по E-mail дали мне электронные адреса компетентных людей, также помогавших советом.
Это Володя Кох, который привез нас до дома в Актау от Шетпе.
Это незнакомые Актаусцы - мужчина и с ним две женщины (ехавшие на ВАЗ 2199), которых, встретил буквально накануне поездки, в Астрахани на ул. Н.Островсокого возле магазина «Колесо», они были здесь проездом по пути в Питер и также прояснили мне маршрут.

Домолазов Андрей Геннадьевич, на Мангышлак (на Жетыбай) первый раз приехал с родителями в 1967 в трёхлетнем возрасте. Второй раз приехали в 1980 году, там же закончил школу (первый выпуск 13 школы). После окончания медицинского института в 1987 году снова приехал в Шевченко, работал в гастроэнтерологическом отделении МСО-102. В 1993 году уехал в Астрахань, где и проживаю сейчас.
E-mail: Gastro@mail.ru


1) в поисках голубой бухты


2) дорога до атырау


3) дорога к голубой бухте


4) защита от грейдера!


5) мечеть в актау


6) море на 43 км.дороги актау-форт-шевченко


7) после опорного...


8) пустыня


9) раньше здесь был памятник ленину


10) ректорат на пляже им. есенова!


11) чертов палец издали




Природа Мангышлака
Предыдущая статья  |  В начало статьи  |  Список статей  |  Следующая статья
 TopList
Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Hosted by uCoz