Предыдущая статья | В конец статьи | Список статей | Следующая статья
Полуостров Мангышлак (Мангистау)
Город Актау
(Шевченко):
П-ов
Мангышлак расположен на восточном побережье Каспийского моря,
и является территорией Казахстана (Мангистауская область,
площадь 165,1 кв. км).
Мангышлак,
на первый взгляд, это бескрайние, пустынные, покрытые в основном
полынью, пространства. Но это впечатление
обманчиво.
Полуостров уникален как по
природному разнообразию, так и по красоте.
На обширной территории расположились:
Ровные как стол, выжженные
солнцем степи, горы образованные ракушечниками, уникальной слоеной раскраски.
Оазисы, обычно в каменистых ущельях,
питаемые источниками с около пресной водой (часто пригодной
для питья), песчаные, барханные пустыни и глубочайшая впадина в СССР -
Карагие.
Причудливые каньоны, рассекающие
меловые и известняковые толщи, с останками древних акул, моллюсков и морских
ежей.
И конечно красивейшая прибрежная
территория.
Номера
автомобилей:
Номера
в Мангистауской области имеют такой вид R 000 AYM, цифры и 3 последние буквы
могут меняться (R код области).
Старые
советские номера пока имеют место быть, и выглядят так А 00-00
МШ.
Население:
Мангистауская область издревле заселена казахами - адаевцами, как они себя
сами называют. Народ осёдлый, большинство живёт в городах, аулах и посёлках,
Тем не менее, очень часто в степи встречаются одинокие юрты и
строения. Это кочевые жилища животноводов, пасущих
стада.
Часто, вроде в голой степи,
можно увидеть стада лошадей, верблюдов, это означает что где- то рядом,
(порой, правда, на десятки километров) либо аул, либо одинокая юрта.
Город Актау в старые, добрые советские
времена, был заселён, в большинстве русскоязычными (не
местными) людьми, ими же в основном и созданный.
Сейчас множество русских уезжает, или
стремиться уехать на историческую родину, в связи с рядом
известных причин.
Вместе с ними,
исчезает былой культурный и интеллектуальный потенциал, что
конечно не радует.
Города:
В области три города: Актау, самый крупный и цивилизованный,
крупный порт,
областной центр. Форт-Шевченко - самый древний,
бывший царский форпост России на Каспии, -
Форт-Александровский, где имел удовольствие, или несчастье
отбывать ссылку известный поэт Т.Г. Шевченко, рядом пригород, порт Баутино.
Новый Узень- город нефтяников, не имеющий, на мой взгляд,
ничего интересного. Города эти, исключая, конечно же Актау,
по сути, те же поселки аульного типа.
Промышленность:
На заре истории, на
этих землях охотились, выращивали скот, ловили рыбу, преобладало натуральное
хозяйство. Развитие полуострова началось в 60 годы, с открытия месторождения
урановых руд, не смотря на все убеждения, что главное богатство п-ова -
нефть.
Город Шевченко, и был создан как
город для работников Прикаспийского горнометаллургического комбината. Далее в
целях эксперимента, на территории МАнгышлакского ЭнергоКомбината,
был построен первый в СССР, ядерный реактор на быстрых
нейтронах, сейчас он остановлен и готовится к консервации. Также были созданы
гиганты хим. индустрии АТЗ, ХГМЗ, ЗПМ. Все эти огромные заводы расположены в
промышленной зоне. Сейчас кто-то из них продан, кто-то закрыт, кто-то
пытается, как- то существовать. В степи часто можно встретить буровые вышки.
В основном, нефть добывают на п-ове Бузачи и районе Нового Узеня. В советские
времена поиском нефти занимались вдохновенно. Сейчас вдохновенно всё это
продали иностранным концернам. И все довольны. Кстати пусть вас не удивляет,
что на фоне всеобщего развала и обнищания населения, уж очень часто мелькают
сверх богатые автомобили, со сверх крутыми человеками.
Въезд - выезд, основные дороги:
На
Мангышлак
ведут две основные сухопутные дороги, с Гурьева (Атырау),
и с Туркменистана. Дорога Мангышлак- Гурьев (сведения 1994 г.).
С Актау выходить на трассу лучше с
автовокзала (см.), От сюда до дороги на Форт- Шевченко, 3 км.,
нужно либо идти пешком, либо ловить попутку.
Позиция чуть дальше развилки, самая
удобная, отсекается транспорт идущий в город и на авто заправку. Итак,
дорога.
Пятнадцатый километр. Пост Гаи.
Сразу за постом на право, тупиковая дорога на аэропорт.
20 километр, посёлок типа большой аул,
Акшукур. Слева жилище живых, справа жилище мёртвых - кладбище.
Кладбище древнее, у казахов является святыней. Далее снова
дорога на тот же аэропорт, только от сюда километра 4.
43 километр, важная стратегическая
развилка, не пропустите. Дорожка налево - это к морю (см. ниже).
Дорога идущая прямо, в г. Форт-
Шевченко. Дорога, поворачивающая направо, по указателю"
Каламкас, Каражанбас", то что надо.
Дальше
дорога идёт среди гор Актау и Каратау.
Поворот на Шетпе, здесь заправка.
Далее
дорога проходит сквозь Шетпе, потом Жармыш, места красивейшие.
Тут, где-то кончается асфальтовое удовольствие, и начинается
грейдер.
Крутой подъём на плато
Устюрт, некоторые водители называют этот подъем - гора Маната.
Далее проще. Степь голая, дорога одна, грейдер, разбитый,
местами донельзя, поэтому многие идут на параллельных,
грунтовых дорожках (естественно в сухую погоду). Дорога от
Сай - Утёса, строго параллельна железной дороге, так будет вплоть до Кульсаров.
Бейнеу, крупный ж/д. узел, у некоторых водителей пользуется
дурной славой. - Дикий народ, местные Баи, требующие дань... Мы, правда,
всего этого не видели. Далее интересней. Участок Джангильдин
- Опорный самый сложный, особенно если пройдут дожди. Правда
рядом "Железка", но водителей это не успокаивает.
Необходимое пояснение.
Я
проезжал эти места на колёсах в 1994 году, и видел, что дорогу пытаются делать.
Проезжая местность эту в 1999 на поезде, в некоторых местах
видел асфальт, но так же и грузовики, идущие по степи...
После Опорного, несколько километров
очень интересной дороги. Американские горки видели, вот почти то же самое,
только пониже и с песком. Остановишься, можешь застрять, а будешь зевать на
вершинах и не смотреть вперёд, лоб в лоб с другой машиной. Кайф, адреналин,
дорога то узкая. Около Кульсаров, Camel-Trophy, заканчивается. Асфальт теперь
всегда. О трассе в Туркмению, к сожалению, ничего путного не
знаю.
Природа:
Если вам скажут, что
Мангышлак однообразен, не относитесь к этому серьёзно. Конечно полуостров по
большому счёту, пустыня, и здесь не может быть, лесов, полей и рек. Основу
всего здесь создают ракушечник и песчаники. Они везде, это наследие древнего
океана. Из них состоят горы, скальные останцы, из них построены дома и
могильники. Прибрежная зона тоже везде не однородна, отвесные скалы часто
соседничиют с равнинными пляжами. На юг от Актау, побережье ровное, песчаное.
Поэтому здесь, за мор. портом, расположены многочисленные базы отдыха.
Далеко на юг, за посёлком Фетисово (возможно уже не жилого), начинаются
скалы, высотой до ста пятидесяти метров. К северу от города, пляжи уже редки,
и уступают россыпям камней. У мыса Сагындык (43 километр трассы Актау - Форт-
Шевченко, дорога к морю) от моря идёт пологое поднятие изрезанное глубокими,
подковообразными каньонами, глубиной в несколько десятков метров.
Дальше места
просто отпадные. У самого моря широкие, бело - розовые, песчаные пляжи,
изредка делённые большими, покрытыми тиной валунами. Через несколько метров
начинается подъём на плато, уступ высотой до 10 метров, груды валунов и
камней поменьше, но забраться можно. Далее снова уступ. И опять через десяток
метров, холм, высокий, крутой, правда, не отвесный - вершина спуска к морю.
Такая местность, иногда выше, иногда ниже, зачастую обрывающаяся к морю
отвесными скалами, продолжается до Форта- Шевченко. Места очень мало
населённые, иногда здесь легче встретить лису или джейрана (подтверждено
собственным опытом), чем человека. И конечно змей. Бывают года, когда все
здесь просто кишит змеями, размером от ладони, до полутора метров. Но в
основном это водяные ужи, полозы, змеи- стрелки, и всё - же будьте осторожны.
В одном из самых
живописных мест полуострова, урочище Ак - Мыш, что в горах западный Актау,
недалеко от посёлка Таушик, стоит меловая гора Шер - Кала
(крепость льва). Под этой горой археологи обнаружили целый
город - крепость с останками стен.
Немало на полуострове древних поселений эпохи неолита, оригинальных
могильных сооружений, подземная мечеть и развалины крепостей начала нашего
тысячелетия и средних веков. Горы Мангышлака, трудно спутать с другими. Они
не высоки, (самая высокая вершина г. Бесшокы 556 м.) зачастую пологи. У них,
часто, очень интересная, слоистая раскраска. Основание, к примеру, белое,
образованное мелом, выше резкая линейная граница с пластом розового ракушечника,
а вершина, типичного желтовато - серого цвета. И всё это уникальной, слоистой
фактуры, так как пласты отложений не одинаковой плотности, и по-разному
подвержены эрозии (особенно явно, слоистость видна на побережье). Отложения
зеленых глин у подножия смыкаются с желтыми, розовыми, красными глинами или
белыми меловыми выходами, а выше они переходят в
желтовато-коричневые сарматские известняки. Можно встретить зубы древних
акул, от маленьких до крупных, в 10 - 12 сантиметров.
Не смотря на то, что
Мангышлак пустыня, тут не редкость
источники пресной
воды, выходящие наружу в виде родников. В этих местах, как правило,
образуются оазисы, с большими деревьями и разнотравьем. Одно из таких мест,
Тамшалы, находится не далеко от Форта-Шевченко. Это большой каньон, где с
отвесной скалы сочится вода, образуя озеро. Рядом растут деревья,
урчат лягушки, зрелище для пустыни, более чем необычно. Место охранялось
одним добродушным стариком- старожилом с собакой, (1989) наверное, чтобы не
мусорили всякие "туристы". Почти такое же место есть в Сауре, заброшенном
посёлке на пол пути от Форта к Актау, деревья здесь, даже гуще и мощнее, и не
какой охраны.
Карагие
- самая глубокая, сухая впадина в б. СССР (-132 м).
Дорога
Актау - Новый-Узень,
проходит по северной окраине впадины. Сначала, шоссе
плавно снижается, достигая дна около моста, через некое подобие ручья. Рядом
бьёт родник, оцивилизованный в ржавую трубу со слабо минерализованой водой.
Подъем, гораздо более крут, восточные склоны Карагие высоки и скалисты.
Впадина сильно вытянута вдоль моря.
Актау:
До 1991 года г.
Шевченко.
Город образован в 1963 году.
Число жителей, 220 тыс.
(1987 г.).
Путешественника, до этого
побывавшего в других городах и селениях области поразит размах,
и цивилизованность, большое количество зелёных насаждений (раньше правда было
больше). Актау сильно вытянут вдоль побережья, и имеет
микрорайонную структуру. Микрорайоны, разделены крупными
улицами. Всё это, изначально создавалось на макетах,
Ленинградскими архитекторами и уже потом воплощалось в жизнь.
Гордитесь, Питерцы.
При приезде в город
более чем на три дня, по местным правилам нужно зарегистрироваться. Но если
вы не собираетесь летать самолётом, можете этого не делать. Ради
справедливости надо сказать, что в последнее время культурность горожан
претерпела убытки, что вырожается в некоторой замусоренности города (особенно
на окраинах). Так же, часто можно встретить прямо в городе стада мирно
пасущейся скотины, представленной в виде верблюдов, и реже лошадок. Все это
зообогатство, вносит свою посильную лепту в формирование нового
восточного образа города Актау.
Транспорт:
В городе, развозом
желающих занимаются только автобусы и маршрутки. Весь пассажирский транспорт,
частный, поэтому присутствие "обдирателя", строго обязательно. Проезд в
транспорте, снующем по городу равен 10 тенге (треть буханки хлеба), но есть
автобусы внегородского плана. Это 101 номер на ст. Мангышлак, и 4 до
морпорта, естественно плату там попросят большую (в 101- 30 тенге, в 40- от
15 до 25 тенге).
Основные дороги:
Непосредственно из Актау, выходят
дороги трех направлений.
1. В аэропорт (в Форт-Шевченко). О выходе на трассу сказано
выше.
2. На ст. Мангышлак. Выход на трассу
около центрального рынка, но по пути множество
поворотов, поэтому поймать прямую машину достаточно сложно.
Автобус 101 ходит регулярно.
3. На МАЭК
(промзону), к базам отдыха, от сюда же на г. Новый Узень, и на пос. Ералиево
(Курык). Дорога на базы отдыха, начинается с конечной
остановки автобусов, в 1 микрорайоне. Первая стратегическая
развилка, дорога в морпорт (прямо, тупик) и далее к МАЭКу (влево).
Вторая развилка около АЭС, ещё более важна. Вправо уходит
дорога собственно к базам (к морю), и к озеру Караколь.
Дорога не тупиковая, не доезжая до базы "Золотые пески",
поворот налево (от моря в степь), по ней можно добраться до
Ералиево. Но есть дорога лучше. На пос. Ералиево (переименован
в Курык), так же в г. Новый Узень (Жана озень) и во впадину Карагие трасса
идет мимо АЭС, далее прямо. По всей дороге вас будут сопровождать скульптуры
разных животных, но это современное
творчество.
Станция Мангышлак:
Ж/д. вокзал,
одноэтажный барак, есть естественно касса, но билеты купить можно и в городе,
в ДК им. Абая. Находится в 20 километрах от города. Именно тут тусуются
поезда идущие на "материк". Застревание не рекомендуется, чтобы не мозолить
глаза местной милиции, могут придраться.
Аэропорт:
Группа строений в 35
км. от города, по трассе Актау - Форт. Сам зал ожидания, одноэтажное здание,
с мягкими кресло - диванами без ручек. Регулярного сообщения с городом
нет. Только частный транспорт, и служебный автобус. Народ в аэропорту,
появляется только в связи с отлетом или прилётом самолёта, что бывает
довольно редко. Зато милиция и таможня (ну очень важный народ), тусуются
здесь постоянно.
Морской порт:
Попадание на
территорию несколько затруднёно. Причина в том, что здесь пограничный
контроль, и как следствие, охрана милиция + таможня. Доехать
можно, как было сказано, на автобусе 4 до Умирзака (поселок морпорта),
а можно пешком, всего то километров пять. Из условно
пассажирских судов ходит паром Баку - Актау.
Автовокзал:
Бывший аэропорт,
оказавшийся внутри жилых микрорайонов (29 мкр-он., конечная 3, 101),
автобусы ходят в города и крупные посёлки области - Шетпе, Ералиево.
Стартуют часто не по расписанию (на Шетпе уж точно), а как
наберётся достаточное количество желающих. На трассе
останавливаются охотно.
Инфраструктура, интересные места:
Центр Актау
представлен
универмагом "Казахстан"
(в народе ШУМ), дворцом
культуры им. Абая (в народе Абай), гостиницей "Актау", тремя
большими домами-общежитиями (в народе "Три богатыря"), и
памятником почёсывающемуся Ленину. В
ДК им. Абая
на первом
этаже (со стороны Шума) находятся авиа и ж\д. кассы, а также
библиотека. Внутри ДК, весьма красив, раньше здесь постоянно
проводили разные выставки, имелся зал со множеством
аквариумов. Сейчас все больше он служит для презентаций и дней рождений,
а осталось ли что от былых времён, к сожалению не ведаю.
Из примечательных мест, можно выделить
памятник Т. Г. Шевченко, и
спуск к
морю, напротив (4-5 мкр-он).
Оригинальный комплекс
"Вечный огонь", скалы (можно пройти низом, в сухую, правда
придется хорошо попрыгать), и маяк установленный на высотном доме.
Для путешествующего, интересен будет
магазин "Для спорта и туризма"
11мкр. дом 6.
А в соседнем доме (11-7) располагался
выставочный
зал
с картинами местных живописцев.
Озеро Караколь:
За городом у МАЭКа,
отделённая от моря узкой полосой суши, разлилось озеро Караколь. Озеро это
искусственного происхождения, стоки близ лежащих ТЭС. Главная
особенность этого места, многочисленное птичье население.
Весной, в апреле, озеро посещают стаи фламинго.
В особо урожайные годы их стаи можно встретить и в черте
города. Многочисленны утки, цапли, кулики, лебеди.
Территория озера является природным
заказником. Однако, будьте внимательны, не спутайте живое
озеро Караколь, с мёртвым - Шакпак-ата. Сей водоём лежит
между северной окраиной города и аэропортом.
Это хвостохранилище (попросту свалка)
вредного ураноперерабатывающего производства, содержит в себе всю таблицу
Менделеева, и птицы над ним не летают. Сейчас это серьёзная экологическая
проблема города. Дело в том что пока вся гадость была залита морской
водой, опасности это не вызывало. Но воду закачивать перестали, она
испаряется, и всё содержимое поднимается ветром и разносится по
округе.
Редакция газеты "Лада ТВ+":
Редакция
расположена в 8 микрорайоне, на 1 этаже детского садика (напротив дома 24).
Местные газетчики лучшее информационное поле для вольно
путешествующих. Здесь вам покажут точно, где что находится, и
вообще выдадут много полезной информации. К тому же работают
здесь, весьма приветливые люди.
Краеведческий музей:
Сам музей находится
во дворе здания некого новоявленного банка (9 мкр-он.), главное, что нужно
знать, вход во двор смотрит на "Вечный огонь", и оформлен
ажурными металлическими воротами.
"Храм истории" просто великолепен, лучший из когда ни будь виденных мной.
Внутри чувствуешь себя будто в виртуальной реальности, окон
выходящих наружу нет, и все экспозиции встроены в стены. Много фотографий,
схем, экспонатов. Представлена история местных народов, история развития
полуострова, природное разнообразие и богатство. Всё доходчиво и
исчерпывающе.
Места вписки:
К сожалению,
безотказных мест здесь я не знаю.
ЦДЮТа в
городе нет, хотя возможно при школах и созданы профильные клубы.
Многие общежития давно превращены в обычный жилой фонд.
В городе много пустых недостроенных
строений, но ночевка там крайне нежелательна, так как места
эти посещаются весьма сомнительными людьми, и имеют плохую
репутацию.
У моря, рядом со скалами,
в 1 микрорайоне находится яхт - клуб, а неподалеку вагончик спасателей.
Заинтересуйте этих людей своей сущностью, быть может вас
впишут. Во всяком случае, поставить рядом палатку, думаю не
откажут.
Так же могут вписать на базах
отдыха, но они расположены далеко от города (15 - 25 км), и там обычно любят
людей с деньгами.
|