Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Природа Мангышлака
Новости
Фотографии
Статьи
О проекте
Форум
Чат
Гостевая книга


на
 
Предыдущая статья  |  В конец статьи  |  Список статей  |  Следующая статья

Соприкосновение

Знаете ли вы, где находится город Актау? Найдите на карте голубой лепесток Каспийского моря, и на восточном его берегу увидите выдающийся в море полуостров Мангышлак, а возле самого моря на мысу Меловом маленький кружочек. Это и есть город Актау. Спасаясь летом от горячего дыхания пустыни, а зимой от пронизывающих холодных ветров, город прижимается к морю, черпая из него летом прохладу, а зимой подпитываясь теплом его незамерзающей водной громады.

В одном из домов, отстающем от берега не более, чем на полсотни метров, живут в обычной квартире художники Елена и Владимир Григорьян. Море, с его разливом красок, с его неповторимой игрой оттенков неба, воды и воздуха, с ясными прозрачными далями, или, наоборот, с туманной мглой или ночным всепоглощающим мраком, - без огонька, без обозначения границы тьмы, - воспринимается ими как живая стена маленькой комнаты, мастерской для двоих - художников, супругов, друзей, единомышленников.

Нет, они не маринисты. Но, несомненно, это постоянное присутствие ничем не ограниченного пространства, необозримой бесконечности, уходящей вдаль и ввысь, вплетает свою философскую ноту в творчество каждого.

Они оба родились в 1961 году на противоположном берегу Каспия, в Баку, и выросли в обычных советских семьях. Елена - в семье интеллигентов, Володя - в рабочей. Семьи их не были религиозными, просто добрыми, порядочными и совестливыми, а это ведь и есть проявление Божественного присутствия. Не отдавая себе в том отчета, они всегда ощущали рядом живую, теплую, радостную силу. И это уже было началом поиска своего духовного пути.

Возможно для Елены он начался в самом ранней детстве, когда семья гостила у родственников в селе на границе с Грузией. Там, на старом кладбище стояла церковь 12 века, разоренная и заброшенная. Маленькая Елена заходила в ее прохладный гулкий сумрак, чуткой детской душой улавливала особенность места, рассматривала остатки росписи. Однажды нашла две короны - венцы, что держат над головами новобрачных, каким-то неназванным чутьем угадывания, что отсюда ничего нельзя уносить. А, может быть, этот путь прокладывался для нее ежедневным колокольным звоном стоящей рядом с домом православной церкви, его ненавязчивым напоминанием, что рядом с бодрой пионерско-комсомольской жизнью существует Нечто, которое терпеливо и радостно ждет ее.

Может быть, для Владимира этот духовный путь начался, когда во время своей матросской службы он прошел в яви, на корабле, словно следуя за школьной указкой - Босфор - Дарданеллы - Мраморное море и и на ночной морской глади под звездной бесконечностью осознал себя маленькой, но необходимой частичкой огромного мира.

Елена и Владимир встретились и пошли по жизни реальной рука об руку, и по жизни духовной душа в душу, поддерживая и ободряя друг друга.

Им пришлось выдержать тяжкое испытание. Баку - их любимый город, знакомый каждой аркой, каждой решеточкой, каждой ступенькой, город их детства, юности, их любви, становления, город их друзей, оказался городом боли, предательства, потерь, разочарований и они, перелетев море, с одним чемоданом и маленькой дочкой на руках, оказались в Актау.

Их реальная бытовая жизнь сложилась в Актау вполне благополучно. Они нашли здесь и друзей, и единомышленников, оба работают преподавателями художественного отделения школы искусств. Конечно, перебравшись в провинциальный город, они оторвались от благотворного творческого общения, от художественного процесса (Елена уже участвовала в республиканских выставках), в котором протекала их жизнь в Баку. Но они творчески устояли, они сами сформировали художественную среду, создали вокруг себя духовную ауру.

Здесь, в Актау, еще более интенсивно продолжился их духовный поиск, усилилась их внутренняя сосредоточенность. После пережитого в Баку, душа их искала опору не в ненависти, а в любви.

В своем творчестве Владимир и Елена постоянно обращаются к теме зарождения христианства, к событиям и персонажам Ветхого завета, Евангелия. Они исследуют историю раннего, катакомбного христианства, словно, очищая завалы Времени, пробиваются к чистому источнику - тому, с которого и началась полноводная река христианства, вот уже два тысячелетия держащая на нравственном плаву огромную часть человечества. Каждая их работа заключает в себе вопрос и ответ, оклик и отклик. Как говорит Елена Григорьян, начиная работу, уже подготовленная к ней размышлением и счастливо-болезненным душевным томлением, она никогда не знает, во что это выльется окончательно, когда она сделает последний мазок или штрих, словно кто-то водит ее рукой, держащей кисть.

В их работах много ранне-христианской символики - изображения рыбы, являющейся основным символом христианства, птицы - означающей Дух божий, павлина - символа бессмертия, древо - напоминание о древе познания добра и зла, и древа жизни - символа бессмертия, ставшего человеку недоступным из-за грехопадения Адама и Евы. Плод, в частности гранат, символизирует плод с древа познания добра и зла, по древнему преданию, это был гранат или гранатное яблоко, изображением которого расшивались одежды первосвященников. Изображение сосуда фигурирует как символ сущности, человек - сосуд Божий. Виноградная гроздь - плод виноградной лозы. Христос часто говорил о винограднике, о том, что он - лоза в винограднике, стало быть гроздь - христианство, плод лозы. Лестница - символ духовного восхождения. Можно подняться по лестнице, а можно с нее упасть.

Их творчество еще ждет своих исследователей и искусствоведы, конечно же, объяснят всем интересующимся, в том числе и самим авторам все про колорит, палитру, композицию и непременно припишут к какому-либо художественному направлению. Но кто бы объяснил, откуда этот ровный теплый свет, исходящий от работ Елены "Рождение", "Семисвечье", "Встреча Марии и Елизаветы", "Сретение", "Введение во храм". Откуда этот всплеск, эта вспышка эмоций от перекрестия светлого лика Христа и темного профиля Иуды в "Поцелуе Иуды" Владимира.

Их работы требуют от зрителя соучастия, сотворчества, размышления, в конце концов просто интереса к теме веры и религии. Многие приходят на их выставки не один раз, открывая в картинах что-то новое, прежде неувиденное и главное, открывают что-то новое в себе.

В их работах нет назидательной проповеди, они приглашают задуматься о жизни собственной и о жизни вечной. У персонажей на их картинах нет конкретных черт, фигуры их бестелесны, они лишь символы происходящего. Может быть, сами библейские образы и есть символы - знаки, доступные человеческому пониманию установлений духовной жизни.

Елена и Владимир Григорьян никогда не стремились к коммерческому успеху. К желающим приобрести их работы они подходят очень избирательно, болея душой о том, чтобы плоды их духовных поисков и глубоких размышлений попали в хорошие руки. Они не стремятся и к публичному успеху, они просто работают, а успех сам приходит.

Конечно, все это произошло случайно. Но ведь случайности и есть язык Бога. Летом 95 года в Актау из Алма-аты приехал владелец известной галереи современного искусства "Тенгри-Умай" Владимир Филатов. Владимир Филатов, физик и искусствовед по своим двум образованиям, поэт по душевному складу, философ по устремлению ума. Собиратель и Созидатель по своему жизненному предназначению, случайно увидел в кабинете директора областного выставочного зала натюрморт Елены, которая в это же время зашла в выставочный зал. Познакомились. Разговорились. Владимир Филатов пришел в дом к Григорьянам, посмотрел их работы и предложил им устроить в галерее "Тенгри-Умай" их персональную выставку.

Елена и Владимир готовились к выставке год, придирчиво отбирали уже готовые работы, писали новые. Летом 96 года они вылетели в Алма-ату, имея в багаже сорок живописных работ и несколько керамических. И тут, в незнакомом городе, в котором не было друзей, и почти не было знакомых, счастливые случайности стали происходить с ними постоянно. Их как-будто вели высшие силы. Нашлись люди, которые помогли с багажом, незнакомая им женщина, прочитавшая в газете материал о художниках, пригласила остановиться в своем доме.

Для названия выставки выбрали строчку любимого поэта Иосифа Бродского: "Пространство, лишенное тверди". Конечно, они очень волновались, как примут их работы, поймут ли, нужно ли людям то, что они делают. На открытии вернисажа присутствовали атташе по культуре американского, австрийского, венгерского, английского посольства, а также посол Армении в Казахстане.

Это было счастливое время встреч, знакомств, обретение новых друзей. Елена и Владимир познакомились с замечательным скульптором Рахмановым, талантливым живописцем М. Рахман-Решетниковой, с близкими по духу молодым скульптором Ж Казаряном. Посетители выставки подходили к ним, благодарили, заговаривали на религиозные и философские темы. Они вернулись из Алма-аты окрыленные успехом, получившие мощный импульс для творчества.

Через три года в 99 году состоялась их новая выставка в "Тенгри-Умай". Они назвали ее "Аппо Во-пит" - "Новая эра". Это была радостная встреча с друзьями и единомышленниками. Люди дарили им трогательные подарки. Так им передали конверт со вложенными свечой и запиской, в которой неизвестная женщина писала, что это свеча из Храма Господня в Иерусалиме. А кто-то принес и оставил для них кассету с записью церковных песнопений. На церемонию закрытия выставки пришла случайно ректор консерватории, пианистка Жания Абылхаирова. Она посмотрела работы, прониклась настроением и вдруг села за рояль. Зазвучал Шопен. И так это все сошлось в одной точке - люди, живопись, музыка - какое-то растворение пространства, момент Истины, мгновение счастья.

Организация "Казахстан Канжменэкшен" пригласила Елену и Владимира Григорьян с выставкой в Америку.

Елена Григорьян называет это событие подарком Судьбы, который случился по соизволению Бога и людей города Актау. Казалось, все способствовали этой поездке, начиная от активной поддержки городской администрации, спонсорской помощи компании "Тексако" до мощного эмоционального поля друзей и доброжелателей.

7 апреля 2000 года, в епископальной церкви Труро города Вашингтона открылась их выставка "Свет миру", посвященная 2000-летию христианства.

И опять они волновались, как американцы, привычные к авангардизму и абстракционизму, воспримут их духовную живопись. Оказалось, замечательно восприняли. На выставку приходили и пожилые, и молодые, задавали много вопросов, делились мыслями. В тот же месяц состоялись еще две выставки в городах штата Вирджиния. И конечно - новые встречи, новые друзья. Главное, что поняли Елена и Владимир в Америке - МИР ЕДИН.

Мир открылся для Елены и Владимира. Они увидели мир, и мир увидел их.

Свою самую первую живописную работу Елена Григорьян назвала "Соприкосновение". На ней изображены две светлые, легкие детские фигурки, взявшиеся за руки, почти слившиеся лицами, как единый образ, как символ стремления к любви и пониманию.

Теперь это название кажется провидческим. Все творчество Елены и Владимира Григорьян есть соприкосновение двух миров - материального и духовного, человеческого и Божественного, и каждое произведение их, как сказал Владимир Филатов, есть "молитва Богу из глубины сердца".

Работы Елены и Владимира Григорьян находятся в керченской картинной галерее, галерее "Тенгри-Умай" в г. Алма-ате, в частных коллекциях России, Казахстана, США, Англии, Австралии, Индонезии, Венгрии, Израиля, Австрии.

Т. Павленко


Elena Grigoryan

33.1K 36.6K 37.5K 41.9K 39.9K 50.9K

Vladimir Grigoryan

44.0K 27.8K 32.2K 35.5K 35.8K


Природа Мангышлака
Предыдущая статья  |  В начало статьи  |  Список статей  |  Следующая статья
 TopList
Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Hosted by uCoz