Предыдущая статья | В конец статьи | Список статей | Следующая статья
Хатам-Шахир
Каждый раз, узнавая что-то новое о нашем крае, его жителях, ловишь себя на мысли: как много еще нераскрытых страниц истории впереди, сколько преданий и легенд известны узкому кругу людей. Уважаемый читатель, если когда-нибудь твои близкие и родные рассказывали тебе что-нибудь интересное об истории, культуре Мангистау, талантливых земляках, поделись с нами своим бесценным достоянием. Ведь все, что мы узнаем, рассказываем тебе.
Вот и сегодня мы хотим рассказать о нашем талантливом земляке, классике туркменской поэзии XVIII века Хатам-Шахире. Он родился в 1740 году, состоялся как поэт в самые трудные для Казахстана, в частности для Мангистау, времена: травля и разжигание распрей хивинским ханом, беспрестанные нападения калмыков на местных жителей, влияние иранских ханов на кочующие племена Мангышлака. В эти беспокойные для отечества времена Хатам-Шахир старался мудростью своих стихов примирить враждующие племена.
В его поэзии отражены вехи истории Центральной Азии. Ему как почетному, мудрому человеку доверяли участвовать в примирении народов и племен. В поисках справедливости он, не понятый российским правительством, был сослан в Астрахань. После разбирательств и защиты своих земляков от несправедливости хивинского хана по распоряжению предводителя хивинцев он был заключен в зиндан. Земляки, родственники, оставшиеся без защиты влиятельного Шахира, вынуждены были переселиться из Карагана в селения Ставрополья, Астрахани, находящиеся под покровительством российского правительства, которое благоволило к мангышлакцам. Мытарства народа запечатлены в поэзии Хатам-Шахира. В его стихах встречаются имена исторических личностей Казахстана, таких как Багбек, Оденепес, Сейитбай, Абдылхан, Кумысбай и другие.
Помимо исторических поэм в творчестве мангышлакского поэта много места уделено природе родного края, "боз Караган" (родного Карагана). Свой отчий край поэт воспевал в стихах "Ширкала", "Кзыл-Узень", "Айракты" и др. Самобытный животный мир Мангышлака: маралы, куланы, джейраны - отражен в поэзии Шахира.
Будучи религиозным деятелем, Хатам-Шахир основал медресе в районе Акшукура - Дорты. Хатам-Шахир уделял много внимания воспитанию и образованию детей, так как медресе в те годы было единственным источником знаний. Одним из его учеников был батыр рода жары Союн-Кара. Много лет Хатам-Шахир был его духовным наставником. Лучшего скакуна своего табуна подарил Союн-Кара, которого считал приемным сыном. Когда же Союн-Кара вырос, стал батыром, он напрочь забыл все уроки Учителя, его наставления. Устраивал нападения на аул Хатам-Шахира, теснил своих земляков. В результате сам Союн-Кара был презрен и изгнан своим народом. Разочарования Хатам-Шахира как наставника, поэта отражены в его творчестве.
К сожалению, не все его произведения сохранились и известны нам. Многие из стихов до нас дошли в устном виде от любителей поэзии Шахира, аксакалов Халлы-бай Хожа оглы, Оденепес Нобат, Алланнепес Хожа оглы. Одна из наиболее интересных рукописей его стихов сохранилась у Нургельды, отца жительницы Форт-Шевченко Рахимы Бегжановой.
Многие рукописные материалы находятся в фондах редких рукописей Академии наук Туркменистана. Впервые сборник стихотворений Хатам-Шахира был издан в 68 году прошлого века Азаном Тайымовым, потомком поэта, которому была небезразлична история своего народа и его талантливых людей.
Умер Хатам-Шахир в 1824 году. Похоронен в некрополе в тридцати километрах восточное аэропорта. С одним из потомков шестого поколения Хатам-Шахира Н. Балбековым мне довелось побывать на месте захоронения его великого предка. Он познакомил меня со смотрителем (ширакшы) захоронений Уразалы Кудабаем. Уразалы рассказал о том, что в этом некрополе похоронены предки казахского рода матай и туркменского рода хожа. Издревле и до сих пор эти два рода дружны между собой. Потомки обоих родов приезжают сюда навестить могилы предков.
С основания этого места захоронения сохранилась старая мечеть. За столетие она изрядно обветшала. В 1965 году была попытка построить другую мечеть. Для этого потребовалось разрешение из Москвы. Однако, даже получив разрешение, мечеть удались возвести очень скупую, без всяких архитектурных тонкостей, без купола и орнамента, не бросающуюся в глаза государственным служащим. Хотя, конечно, и в такую мечеть нуждающиеся приходили помолиться, отдать дань уважения предкам. В 2001 году была построена новая мечеть, в которой паломники могут переночевать, перекусить с дороги, помолиться.
Что касается могилы Хатам-Шахира, ширакшы рассказал, что в 1993 году приезжали потомки Шахира из Туркменистана и отреставрировали его могилу, возвели мавзолей с голубым куполом. Сюда приходят много людей. Но не многим известна славная жизнь этого человека, достойная памяти потомков.
К. Н. Аманниязов, Н. Задерецкая. Еженедельник "Лада" N22
|
|