Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Природа Мангышлака
Новости
Фотографии
Статьи
О проекте
Форум
Чат
Гостевая книга


на
 
Предыдущая статья  |  В конец статьи  |  Список статей  |  Следующая статья

Впечатления о поездке на Мангышлак в 2005 году

Ещё раз привет всем, кто имеет отношение к городу Шевченко-Актау и к Мангышлаку!
Прежде, чем писать эту статью я думал – стоит ли это делать? Ведь опять тот же маршрут – ну зачем опять его описывать и повторяться? Тем более, что в этот раз не такие радужные ощущения, а дискуссия в гостевой книге на сайте показала, что некоторыми людьми критика воспринимается очень болезненно. Однако, вспомнив себя – как я искал любую информацию о дороге пару лет назад, благодаря чему и нашёл этот сайт - решил, что стоит. После прошлогодней статьи у меня появились новые знакомые в интернете, никто не ругал, напротив несколько человек благодарили за статью. Правда - пару человек спросили – а чего это ты так много уделил дороге? Наивные люди! Так и решил написать снова, тем более, что эта поездка отличалась от прежней.
Насчёт возможной субъективности, прошу учесть, что мой рассказ – не научное исследование, а именно рассказ, а любой рассказ всегда носит отпечаток рассказчика.

Итак - после прошлогодней поездки (http://aqtau.narod.ru/vpech.htm) прошло каких-то пару недель, как однажды жена заявила, что «поехала бы ещё». Сам, про себя, я также думал, что поездка удалась, но как-то мало было всего и не помешало бы ещё раз съездить. Таким образом – в течение всего года подразумевалось, что поездка повторится, и постепенно всё к этому готовилось. Для запечатления красот Мангышлака была приобретена «Коника Минолта DiMAGE А2». Нашлись в Астрахани и друзья-земляки, которые также ездят туда к родителям и собирались ехать в 2005 году. Обсуждался вопрос – не поехать ли вместе на машинах? Но затем они решили всё же лететь на самолёте. Почти за полгода я начал собирать информацию о дороге, надеясь, что за год хоть что-то там сделается к лучшему. Буквально за неделю до поездки был звонок от соседей родителей в Актау, которые поехали своим ходом на 4 машинах из Актау в Дербент. Они бывалые ездоки, но звонок был не особо обнадёживающий – дорога очень плохая, разбили пару колес под Бейнеу (ехали на «Фольксвагене-Пассат»), так что - «езжай потихоньку». Затем позвонил из Актау брат – он уехал вперёд меня на поезде, отправив семью предварительно на самолёте - «Андрей, бери побольше воды – ужасная жара, в поезде ехать мученье, видел из поезда, как едут по степи авто – это мазохисты».
В общем - не особо весёлые известия, поэтому уже за несколько дней перед самой поездкой, зная, что дорога всё такая же, внутри как-то неприятно заныло от воспоминания - что предстоит проехать и пережить. Для того, чтобы затем более подробно восстановить в памяти все детали я попросил сына вести дневник, куда записывать время и наиболее интересные факты. В тексте я буду выделять его записи жирным шрифтом.

Подошёл день «Х» – 14.08.05. Выехали из Астрахани в 6.25. Через час были возле парома на казахстанскую территорию. На переправе встретили «шестерку» с актаусскими номерами, на ней русская семья из 4 человек. Разговорились, хозяин заверил, что ничего принципиально не изменилось, что они уже 5 лет подряд так и ездят (бедные люди!) в Россию и что к утру следующего дня они непременно будут в Актау (дай-то Бог!). С казахстанской границы и таможни мы выехали в 9.40, никто в этот раз ничего про страховку машины не сказал. Через 100-200 метров пост ГАИ, тормозят. «А где ваша страховка?» Бог ты мой – нам никто об этом ничего не говорил. «Ну что делать - надо платить штраф!» Говорю – ребята – что же вы так гостей встречаете? Нам ведь никто об этом на таможне и на границе не говорил, откуда мы знаем про ваши порядки? Давайте мы её купим, в чём проблема? В общем – пришлось возвращаться назад, на границе покупать страховку и ехать дальше. Паренёк из ГАИ лет 20-25 узнав, что я врач, начал придуриваться – «вот, говорит, у меня сейчас живот заболел – окажи помощь». Друг – я ведь отдыхать еду в гости в твою страну. Приедешь ко мне на работу, если нужно, я тебе помогу, сейчас-то что пристал? «А как же твоя клятва Гиппократа»? Начало не особо весёлое.

Наконец, мы начали наматывать первые километры по солнечному Казахстану.
Первая половина пути до Атырау сильно от прошлого года не отличалась, вначале дорога относительно удовлетворительная. Затем, после Ганюшкино, становится всё более разбитой. На подъезде к Аккистау дорога ремонтируется, о чем гласит указатель с извинениями за «временные неудобства». Пошли объезды по грунтовке, в обшей сложности, километров около 60. Так что мы, подъехав к Атырау в 14.30, уже пропылились основательно. Это ещё не всё. На заправке в Атырау обнаружил, что помят диск заднего правого колеса, но давление в камере вроде бы держится. Некстати – впереди более 1000 км. Ладно – поехали дальше. Купили около трассы местный арбуз.

Из записи в блокноте сына – «с 11.45 до 12.30 я спал. Трясло».
А это запись жены – «11.30 – степь наступает, силы тают».

Едем на Доссор. Дорога до него средняя, надо быть осторожным, чтобы не попасть в какую-нибудь яму, но в целом ехать можно. Где-то на полпути увидели возле дороги указатель «Шайхана». На границе нам говорили, что в такой «шайхане» вполне можно перекусить и даже помыться под душем! Решаем – чего мы так торопимся – давай заедем в шайхану. Съезжаем с дороги поближе. Персонал шайханы – паренёк лет 14-15 и девушка лет 18-20, по-русски понимают очень плохо. Спрашиваем – можно ли помыться или умыться. Да, пожалуйста – вот умывальник, сейчас нальём в него воды. Умывальник стоит перед шайханой на улице, представляет собой изделие, наверно, 30-40 летней давности. А где здесь туалет? – Вот он. Метрах в 40 от шайханы в степи деревянное сооружение, причем есть у него 3 стены и крыша, дверь отсутствует, вместо неё – свободная степь перед глазами. В самом деле – зачем нужна дверь, так даже просторнее! Паренёк предложил поесть жареного мяса, но нам почему-то расхотелось. В такую жару никакого мяса, да ещё жареного не хочется. Спросили – сколько мы должны за туалет и воду? Плохо понимают нас, потом говорят, что ничего не надо. Как же так? Неудобно. Даём 50 теньге (10 рублей) и едем дальше.

В 18.05 по местному времени (на 1 час вперед от Москвы) проезжаем Доссор. До Кульсаров 130 км. Дорога просто ужасная. Ехать по ней сплошное мучение, очень часто объезды, так как сама дорога разбита. Временами тормозим и едем на 1-2 передачах, чтобы переползти очередные ямы или кочки.

19.00, пройдено 554 км. Мы остановились на обочине, поужинали, папа отдохнул немного.
19.35 продолжаем путь. Дорога ужасная.
20.15 – 577 км. - всё едем в Кульсары! Дорога ужасная. Трясёт!

Вообще и в прошлом году и в этом во время поездки мне вспоминались слова о двух российских бедах – дорогах и дураках. Кажется, что одна из этих бед точно переместилась в западный Казахстан (ещё бы вторую куда-нибудь сплавить). Российские дороги я немного знаю – центральная Россия, северный Кавказ, Поволжье – это просто идеальные места для поездок после того, где мы сейчас едем! За весь путь (1400 км в один конец) мы насчитали 5 или 6 «памятников» разбитым машинам – это когда вдоль дороги на каком-либо возвышении (постаменте) стоит разбитый вдребезги автомобиль, не подлежащий восстановлению. Вызывают сочувствие водители огромных фур, занимающиеся ремонтом своих авто на обочине, которые нам периодически попадались. Как они, бедолаги, справляются? Ведь одно колесо такой фуры весит, наверно, не меньше самого водителя?

Наконец доползли до Кульсаров. Далее Тенгиз. До него дорога удовлетворительная. В 22.30 сделали остановку, переоделись, так как становится прохладно, умылись. Небо ясное, светит месяц, звёзд на небе просто миллионы! Воздух свежий и прозрачный. Около 23 часов подъезжаем к Тенгизу – это половина пути. Перед поездкой я интересовался – можно ли где-то там заночевать в приличной гостинице. Одна из атыраусских пациенток заверила, что в Тенгизе просто «суперские» гостиницы с пальмами и крокодилами в бассейне («как в Америке!» - её слова) и даже посоветовала своего знакомого, который там работает и поможет заночевать. Начиная с Кульсаров, я неоднократно пытаюсь дозвониться ей на мобильный телефон, который она мне оставила, но никто не берёт трубку. Решаем самостоятельно поискать ночлег, спрашиваем на заправке - куда нам обратиться. Нам советуют ехать в вахтовый посёлок. Заезжаем в посёлок – смесь одноэтажных и 4-5 этажных строений, на улицах кое-где попадаются люди, местное население, почему-то все заметно «навеселе». То ли праздник какой, то ли это так проходит выходной день. Подъезжаем к какой-то проходной, спрашиваем - есть гостиница? Охранник (или сторож) удивленно смотрит на нас и на нашу машину. - Есть. Сколько стоит и можно ли переночевать? Звонит куда-то, о чём-то говорит, затем отвечает – нет свободных номеров. Вот тебе раз. Кто мог подумать, что здесь такое проходное место! Спрашиваем – а где здесь фирма ТНС (про которую мне говорила пациентка)? Показывают – это надо вернуться немного назад. Едем искать эту фирму. Наконец находим «Ниву» с надписью «полициясы», в ней скучающий полисмен, которому, похоже, хочется присоединиться к отдыхающим, но не может это сделать по долгу службы. Спрашиваем у него – он отвечает – туда лучше не ходите, там цены как в 5-ти звёздочном отеле. Мы всё-таки подъехали к очередной проходной, из неё выходит парень нетрезвого вида, сразу же просит закурить, залезая в салон чуть не наполовину. Следом выходит ещё один – мы повторяем вопрос. Они нам называют цену в несколько тысяч теньге с человека. Деля сумму на 5, мы определяем, что это выходит всё равно слишком много за 4-5 часов сна. Спрашиваем про человека, которого нам рекомендовали – говорят «мы такого не знаем». Пока происходит наше общение, откуда-то сзади и сбоку подходят ещё люди, такое впечатление, что у них у всех общий праздник – так как невооружённым глазом видно их нетрезвое поведение. Жена и сын тормошат меня – поехали отсюда скорее. Наконец нам удаётся избавиться от назойливых просьб прикурить, тут весьма кстати из проходной выходит женщина и оттаскивает «охранника» от нашей машины, что-то выговаривая ему по-своему. Едем подальше от Тенгиза и ночуем в машине в степи.

23.30. Я временами сплю. Родители хотят найти «гостиницу». После бесплодных попыток решили заночевать в степи.
01.00, 15 августа. Съехали ночевать.
6.00 по местному времени. Проснулись. Едем дальше. 7.00 - проехали Сырыкамыс. Позади 791 км. 8.00. Опорный…

Про Опорный я уже писал в прошлый раз, в этот раз всё тоже самое. Пожалуй, нигде я не видел больше столько много вездеходов «Урал» ползущих по степи. Наверно - это здесь самый подходящий транспорт. И, несмотря на прошлогодний опыт, я попался. В одном месте съехал в очередной объезд и на какой-то бесчисленной очередной развилке свернул не в ту колею. Эти колеи, видимо, делают те же «Уралы». Вначале ехал относительно спокойно, затем колея стала становиться всё глубже, пока не стала такой, что я уже вынужден был заехать на гребни, так как в колее мы бы сели на днище. Гребни, в свою очередь, также становились ещё выше, и съехать с них не было никакой возможности, по бокам и впереди также никакого просвета. Сын сидел рядом и начал нервничать, жена спала сзади, я постепенно стал чувствовать себя неприятно. Сдавать назад по этим своеобразным «рельсам» невозможно – соскочишь с такого «рельса» - мало того, что помнёшь бок у машины, так и не выедешь ещё. Наконец в одном месте соединялись 2-3 колеи, есть относительно достаточное место для какого-то манёвра. Разбудил жену, прошу её и сына выйти из машины и подсказывать мне со стороны - куда ехать. Выхожу сам посмотреть – зрелище не из приятных. Редуктор заднего моста касается одного из таких гребней, а что если он совсем ляжет? Постепенно кое-как выполз из этого места на более ровное место. Упс…

8.50 – проехали Опорный, остановились, позавтракали.

Дальше идёт грейдер, едем на Бейнеу. Я слышал про грейдер, что «это уже нормально» и «можно ехать под 120». Не знаю, может кто и может, я не смог. Во-первых – это не гладкая дорога, местами попадаются выбоины ещё те. Во вторых – во многих местах он так разбит, что на нём образуется «пухляк» - это слово я узнал здесь. Такая своеобразная мельчайшая пыль в большом количестве лежащая на грейдере местами слоем до 15-20 см. Если на ней разогнаться, то машина становится неуправляемой, просто скользит как по льду или по воде. Поэтому мы ехали со скоростью около 50-60, местами, конечно, разгонялись и до 80-90. Что такое проехать 150-200 км по хорошей дороге? 1.5-2 часа. А представьте себе, что вы едете 50-60 км в час – то это уже 3-4 часа. А вокруг – голая степь, вернее – полупустыня. Над головой – раскалённое солнце, в машине жара, пыль от встречных машин.
На подъезде к Бейнеу пошёл хороший асфальт. Тут смело можно ехать, сколько позволит машина. В общей сложности такого асфальта здесь 65 км.

10.30 – проснулся в Бейнеу. Зашли в кафешку. Позади 975 км, в дороге 29 часов.

В Бейнеу, возле поворота на Актау, напротив заправки видим надпись – «Пельменная» Я решаю зайти посмотреть что там - не помню, чтобы в прошлом году она была здесь. Захожу – вполне чистенький небольшой зал, несколько столиков, и главное – работает сплит-система! В помещении можно хоть чуть-чуть подышать и остудиться. От этой поездки временами кажется, что мозги вот-вот закипят, едешь всё время как в лихорадке. Выхожу позвать семью. Заказали чаю и кофе с шоколадом, есть не хочется, в машине еды достаточно, а вот пить и остудиться хочется всем. Пока ждали чай, разговорились с продавщицей. Женщина лет 40, приветливая, ей помогает ещё одна помоложе. Попросили набрать нам в термос кипятка. Оказывается, кафе открылось полгода назад. Пока разговаривали, зашли несколько местных жителей, смотрят на нас с любопытством. Спрашиваем – откуда берётся здесь питьевая вода? Ответ – по трубопроводу из Волги! Вот это да! А впрочем – откуда же ей ещё взяться – не из Актау же гнать – там своей воды в обрез. А из крохотных колодцев не наберёшься. Союз распался, трубопровод остался. Всё хорошо, но когда стали допивать чай, неприятно – чашки внутри грязные, с желто-коричневым налётом. Когда уже приехали в Актау и вылили остатки воды из термоса – она оказалась такого же коричневатого цвета. М-да… Не думаю, что это сознательно, скорее здесь на это просто не обращается внимание и это в порядке вещей. Однако жена утверждает, что другим посетителям, чашечки подали всё же чистые.
После Бейнеу асфальт кончается прямо у мостика перед пересыхающей речкой Манафа (или Манаша). Начинается вновь грейдер – в этот раз на нём меньше щебня, а больше грунтовки, если так можно выразиться.

13.10. Прокол колеса. Папа поставил запаску. Едем дальше.
14.15. Папа в изнеможении. Остановились отдохнуть. Проклятый грейдер никак не кончится. 1145 км.
14.50 – Сай-утёс. Позади 1165 км.

В районе Сай-утёса есть участок отличного асфальта - ровно 16 км! Насмешка для водителя и напоминание, что бывают и такие дороги! После Сай-утеса захотел остановиться минут на 15-20 чуть-чуть перевести дух. Выхожу из машины – заднее правое колесо, которое было помято еще перед Атырау, заметно спустило. Пришлось вместо отдыха менять колесо и ехать дальше.

Дорога, особенно по Мангышлаку, почти всё время идёт вдоль железнодорожного полотна, и возле дороги же тянутся линии электропередач. Приходят в голову мысли – как смогли в бесплодной пустыне на тысячи километров протянуть эти коммуникации? Сколько труда и средств затрачено на это? Ведь просто ехать на машине здесь – уже мученье А кто-то наверняка во время этих работ болел. А где эти люди лечились, где отдыхали, как был налажен их быт и питание тогда, когда всё это только строилось? Думаю – первопроходцы и строители Мангышлака вполне заслужили себе памятник, и не один. Надо бы один поставить в Актау, а второй – где-нибудь здесь, в этих бескрайних просторах.

15.20. 1187 км. Увидел каньон.
16.20. 1245 км. Грейдер.

В прошлом году мы проскочили мимо этого каньона, сейчас же увидели и остановились. Недалеко от дороги начинается разлом в земле, который уходит настолько далеко, насколько вообще можно увидеть. Достаточно глубокий, уходит, изгибаясь, вдаль. Сразу после каньона дорога преодолевает небольшое возвышение, потом идёт спуск, и в течение нескольких километров края каньона всё тянутся и виднеются вдали справа от дороги. Не было сил и времени спуститься в него и обследовать. Сфотографировались немного наверху и сняли на видео.

16.35 Жармыш

Всё – конец мучениям! Перед Жармышом начался асфальт. Дальше дорогу описывать нечего. Единственное – это то, что ни в Шепте ни в Таучике не оказалось даже 92 бензина, мы чуть-чуть не дотянули до Актау, и уже в районе Акшукура вылили канистру 95-го, который везли из самой Астрахани. Последнюю остановку, чтобы умыться сделали сразу после Шетпе. Где-то после Таучика включил мобильник в режим поиска сети, он мне выдал российский мегафон, билайн, какого-то азербаджанского оператора и пару казахстанских операторов. Перед поездкой взял распечатку тарифов казахстанских операторов – на Kaz-cell тариф дешевле, чем на K-mobile. Телефон же упорно не даёт подключиться к Kaz-cell, хотя в гурьевской области никаких проблем не было, здесь же дисплей говорит – «только SOS». Пришлось подключаться к K-mobile. А уже дней через 7-8 мобильник вдруг спонтанно переключился на Kaz-cell. Видно какие-то у них там свои заморочки. Да, ещё обратил внимание – порой не отправлялись SMS-ки, мигали по несколько часов на мобильнике, а затем всё-таки отправлялись. В Актау приехали в 18.50. По сравнению с прошлым годом - это прогресс.

Город описывать подробно не буду. У каждого к нему отношение своё и у каждого связаны с ним свои эмоции. Все, кого знаю и кто жил там, имеют о том времени, как правило, хорошие воспоминания. То же и у нас. Сейчас город не такой, вместе с людьми исчезла из него своя аура и былое очарование. Хотя для молодого поколения, не исключено, он и сейчас по своему прекрасен, как для нас в своё время. Наши впечатления, конечно, неполны и необъективны, так как мы там сейчас не живём, приезжаем как отдыхающие и отношение ко всему у нас соответствующее.
Но в целом город всё такой же. Много солнца - сразу заметно, что находишься на юге. Та же интересная архитектура и застройка (хорошо постарались ленинградские архитекторы в своё время). Современное строительство ведётся таким образом, чтобы сохранить при этом своеобразие города, так нам показалось.

На следующий день после приезда поехал мыть машину – есть хорошая мойка «Достар» между 12 и 26 м/н. Цена за год не изменилась – те же 1500 теньге (300 рублей) – это приятно. Моют там хорошо, я каждый год ездил только туда. Спрашивают – «машина со степи?» Да, конечно! И только в этом году я обратил внимание – висит прейскурант, на котором среди разных по объёму услуг мойки есть графа «машина со степи!» Вот это прикол! Да сих пор жалею, что не сфотографировал этот прейскурант на память. В Астрахани такого нет, и здесь никто не поймёт, что такое «машина со степи». В этот раз, когда вернулся в Астрахань и поехал мыть машину, на мойке спросили – «а чё она такая пыльная?» Места знать надо!
Потом поехал ремонтировать помятое колесо. Быстро нашёл шиномонтажку где прокатывают диски, на авторынке посоветовали найти Сашу, который «делает хорошо». Сделали и правда, нормально. Пока ждали, подъезжают ребята, просят заменить резину на новую. Им меняют и предлагают сразу балансировать колеса. В ответ – «Зачем? Нам по степи и так хорошо ездить». Логика, однако!

Поехали на регистрацию. Тут нововведение – «в шортах сюда заходить нельзя!» Причём говорит об этом девушка в юбчонке, которая минимум в 2 раза короче моих шорт! Как же так – на улице жара 40 градусов, а тут в шортах нельзя? Мы ведь не на приём к главе администрации пришли или в суд или в прокуратуру. Париться в тёплой одежде только для того, чтобы у окошка нам сделали отметку на бумажке, а в другом кабинете посмотрели по компьютеру, что мы не совершили преступлений на территории Казахстана? В таком случае уж повесьте правила нахождения в данном учреждении, вешают же подобные правила в элитных ресторанах и подобных заведениях. Мелочь, но непонятно. Сын начинает бурчать про себя про «отстой» и прочие молодёжные словечки. Мы не стали делать из этого трагедии, потом ещё посмеялись. Хорошо, что были на машине - быстренько съездили домой, а кто пешком по такому солнцу, тому не позавидуешь.

Вообще на машине ездить в Актау удовольствие. Городок маленький, дороги в советское время были положены такой ширины, что многие большие города и сейчас позавидуют. Едешь как король. Весь город можно облететь за каких-то 5-10 минут. С местными «гаишниками» и в этом году не было никаких проблем, они нас как будто не видели, несмотря на наши чужие номера. В этом году, как и в прошлом, опять не встретили ни одной российской машины – таких сумасшедших видно не так много. Один раз, приехав в голубую бухту, встретили мальчишек, которые подбежали к нам с радостными криками – «земляки, астраханцы». Познакомились, оказалось они также приехали из Астрахани, но катались там на машине родственников. «На чужой сторонушке рад своей воронушке».
Ещё местная «фишка» - обязательный пункт программы при проведении свадеб – заказать музыкантов с аппаратурой на дом, техника устанавливается прямо на улице возле подъезда, где живёт кто-то из молодожёнов и средь бела дня устраивается маленький сабантуйчик. Музыка звучит самая разная – от национальных мелодий до репертуара «Золотого кольца» и заканчивая зарубежной эстрадой. Всё это на такой громкости, что слушает вся округа. За время отпуска в нашем районе мы наблюдали и слушали 3 таких мероприятия. С одной стороны, конечно, весело, с другой – может у кого-то в это время дома есть больные или кто-то вообще пришёл с работы и хочет выспаться.

Каждый день катались на море, но как назло, вода была не очень тёплой, а к концу нашего пребывания вообще похолодало, и купаться было почти невозможно. Сейчас, когда пишу об этом, позвонила приятельница, тоже землячка и коллега по работе в Шевченко. Приехала 2 дня назад (12.09) из Актау, была там 10 дней у матери. Говорит - ни разу не купалась, вода очень холодная.
В Голубой бухте впервые на Каспии увидел медуз. Никогда не знал, что они здесь есть. Или они только недавно здесь оказались? Как всегда много мальков, видели раков, водяных змей. Море очень чистое, во время штиля видимость под водой достигает десятков метров.
Чего нельзя сказать о побережье... Чисто лишь на благоустроенных пляжах. За их пределами захламлённость потрясающая. Очень жаль. Ведь лет 15-20 назад можно было спокойно отдыхать на море в любом месте городского побережья, а уж за городом попадал просто в первозданные места без всякого намёка на человеческое присутствие. Всё это в прошлом.

На второй день, как приехали, позвонили друзьям наших астраханских приятелей (те уехали из Актау за день до нас). Решили порасспросить подробнее о достопримечательностях побережья. Нам посоветовали съездить на жигылганский провал – говорят очень красивое место. Однако на семерке там не проехать, нужен хороший джип, даже «Нива» проходит с трудом. Ещё посоветовали Голубую бухту – это, начиная с 37 километра (Майкин курган) по дороге на Форт-Шевченко – и так далее. Однако на «Чёртов палец» всё-таки не проехать, там так же закрыто, как и в прошлом году. Ещё советовали на Тамшалы – не доезжая 5 км. до Форта, но мы туда не поехали – почти 150 км в один конец, не хотелось тратить время на дорогу. Ну и посоветовали побережье в сторону баз отдыха – искать места почище. В общем, мы следовали этим советам. Всё было хорошо, однако через неделю резко похолодало, поднялась песчаная буря, после чего вода в море стала холодной. Обидно. На ум приходит фраза о «зоне рискованного земледелия» в России – так и здесь «зона рискованного купания». Для того, чтобы не пропустить все теплые денечки желательно здесь жить постоянно, чтобы «ловить момент». А, приехав на пару недель, можно просидеть на берегу возле холодного моря.

Через пару дней решил лично заехать к нашим новым знакомым, поздороваться. Посидели, поговорили – прекрасные хозяева, сами казахстанские. Нам говорят, уезжать некуда, здесь есть заработок, жильё, куда нам подаваться. Всё правильно и логично. В России не особенно кто-то встретит, если нет хороших друзей или родных. Оставили свои координаты – кто знает, может, когда-то встретимся. Напоследок угощают красной рыбой! Боже мой, насколько неожиданно и приятно! Дело не в рыбе, её и в Астрахани хватает, а в отношении. Как хорошо встретить людей, которые сразу вызывают расположение и доверие! Перед обратной дорогой решил заменить воздушный фильтр. Поехал на авторынок, нигде не нашёл хорошего «салютовского» фильтра. Цены убивают наповал! Железки все в 1.5-2 раза дороже, чем в Астрахани. А вообще по обеспечению города в сравнении с прошлым годом принципиально ничего не изменилось – основные продукты питания стоят примерно как в Астрахани, но если что-то «не основное» - то дороже заметно. Промышленные товары тоже, как правило, все дороже.

Для полноты ощущений решили посетить краеведческий музей, что в 9 микрорайоне. Музей сам по себе хороший, красивый, много экспонатов. Пока всё осматривали, приехала экскурсия с иностранцами, не то китайцы, не то японцы. Их водили по залам, гид всё подробно им рассказывал на русском языке. Обратили внимание – почти никак в музее не представлена история становления города Шевченко, только лишь скупые строчки о постановлениях Советов различных уровней. Обидно за строителей города. Ведь сотни лет здесь была голая пустыня и лишь около 40 лет назад, благодаря воле и пролитому поту тысяч людей был построен этот оазис. И вот – словно ничего этого не было. Как же так? А как же дружба народов? Почему память о людях построивших этот город не увековечена в музее этого города? Ведь без этих людей не было бы и этого музея.

Несколько раз ездили в сторону баз отдыха. Если проехать все базы, то в самом конце перед последней базой (там что-то вроде детского санатория) есть хороший песчаный берег и достаточно чистый. Нам не повезло, так как вода была холодной, и полного удовольствия от купания мы не получили. Но, тем не менее, отдохнули душой и подышали родным воздухом. Заехали «отметиться» на любимую базу «Ивушка», она функционирует. Правда, питания как в былые времена там сейчас нет, надо покупать и готовить самим. Проезд на стоянку на территорию базы платный, но сторож, старый чеченец, узнав, что мы приехали из такого далека, сразу сказал «ничего платить не надо, если хотите покупаться – приезжайте в любое время, ставьте машину и купайтесь, сколько хотите». Телефон базы – 56-47-24.

Решили также съездить во впадину Карагие. Дорога туда хорошая, асфальт, недалеко. Остановились на смотровой площадке, решили спуститься вниз. Если смотреть со смотровой площадки вниз и влево – то вдалеке видна кошара. Спустились до грунтовки ведущей к кошаре, затем решили подниматься. Ниже есть ещё спуск, но до него идти далеко. Удивило большое количество валяющихся автомобильных покрышек вдоль всего спуска. Кому понадобилось их тут столько накидать? На обратном пути заехали к роднику с минеральной водой. Родные сказали, что раньше здесь стояла беседка, а сам родник был аккуратно выложен камнями. Сейчас этого нет. Зато есть множественные следы пребывания «цивилизованных» людей в этом месте, как-то брошенные пакеты, банки и прочий мусор. Для того чтобы умыться, нам пришлось выкинуть из родника пару-тройку полиэтиленовых пакетов.

Время пролетело незаметно, надо собираться в обратный путь. Напоследок решили купить на память какой-нибудь путеводитель об Актау. К сожалению, выбор невелик. Возле торгового центра «Ардагер» в книжном киоске купили схему Актау, напечатанную вперемежку с рекламой местных магазинов и фирмочек на складывающемся листе бумаги. Там же продаются видеокассета и DVD диск об Актау, каждые по 2500 теньге (500 рублей). Купили диск. Стали смотреть – разочарование. В течение 45 минут показываются одни и те же виды города под разными углами в разные времена года. Всё это под легкую релаксирующую музыку и напевы на английском языке. «ЕПРСТ!» Да снимите вы хоть окрестные красоты, расскажите про выдающихся горожан, кто внёс вклад в развитие города, покажите местный быт, обычаи, произведения искусства, памятники культуры. Ведь 40 лет назад здесь была пустыня, а сейчас «город-сад»! Расскажите, как всё это было, хоть в 2 словах. Пусть смотрят гости и подрастающее поколение. Ничего. Видимо, сделан диск «для галочки» - чтобы был. В книжном магазине в 7 микрорайоне за бывшим агентством аэрофлота (там сейчас казино) продаются открытки с видами Актау, похоже, ещё советских времен. Тут же предлагают качественные цветные фотографии.

За день до отъезда был звонок из Дагестана от наших друзей – они выехали в обратную дорогу. Решили, что встретимся где-нибудь по пути. 25.08. в 6.30 выехали в обратную дорогу. После Шетпе отправили sms нашим приятелям со своими координатами. В этот раз поразило большое количество воды вдоль дороги практически до самого Атырау. Я не знал, что здесь так бывает. Помню, как ещё в прошлом году мне рассказывал Десятников Леонид об этом, что здесь бывают настоящие тропические ливни. Мне тогда не верилось, казалось – какие тут ливни в казахской степи? Однако теперь начинаешь в это верить. После Сай-утёса нам навстречу попадаются идущие с небольшим интервалом 2 машины, одна из них начинает нам мигать и сигналить. Останавливаемся – это наши друзья. Вот так встреча! Посреди бескрайней пустыни. У них путь больше нашего и уже приближается к концу, нам же всё еще только предстоит. Обменялись небольшими сувенирчиками. Тут же они обратили моё внимание, что помято заднее колесо, теперь уже левое. Что-то не везёт в этом году. Долго разговаривать некогда, всем надо скорее ехать. Прощаемся. Через силу заставляем себя остановиться сфотографироваться. Знаю, что потом будем жалеть, что мало фотографировались. Но остановить себя невозможно. Это наверно хорошо, когда здесь живёшь, делать вылазки на природу, снимать красивые места и возвращаться домой в тот же день. Но когда тебя ждёт, без малого, полторы тысячи километров ТАКОЙ ДОРОГИ, то все мысли об одном – скорее проскочить, проползти, преодолеть и добраться. Гоним как сумасшедшие. Стараемся выжать всё, на что способна семёрка.

Подъезжая к Бейнеу, заметили – с одной стороны край неба стал тёмным и, кажется, эта темнота движется в нашу сторону. Внутри неприятное ощущение – только непогоды нам не хватало. Уже перед Бейнеу пошёл мелкий противный дождь. Чёрные тучи идут сплошной полосой через всё небо, как раз с востока на запад. Вдалеке впереди, на севере, и сзади видно безоблачное ясное небо, а дождь прямо у нас над головой. Хорошо, что доехали до асфальта, едем дальше, но он-то всего на 60 км. А дальше? Есть сотовая связь, звоню в Астрахань Леониду – что посоветуешь? Говорит – доезжай до края асфальта и пережди. Это понятно, а ждать сколько? А если дождь на весь день? А сколько потом будет сохнуть? В общем, остановились у края дороги, впереди вновь грейдер, сзади вдалеке виднеется Бейнеу, над головой мелкий прерывистый дождик и темное небо от края до края. Зрелище не из приятных. В такой бескрайней степи на абсолютно ровной поверхности непонятно куда исчезнет вода. То есть понятно, что уйдёт в землю и испарится постепенно. Но это не сразу. А если дождь будет сильный и надолго? Во что тогда превратится дорога? Пока стояли (минут 20-30), подъезжает УАЗик и смело едет вперед по грейдеру. Так как дождь не усиливается, я тоже решаю ехать. Грейдер немного влажный, но не расползается. Где-то минут через 30 навстречу фура, тормозим её – нет ли в Опорном дождя? Водитель понимающе улыбается – нет, езжай смело. Так и поехали. Через некоторое время дождь стал слабеть и «отставать» от нас и когда подъехали к Опорному, там уже было сухо. Затем проезжаем Сарыкамыс, это уже атыраусская область, уже ближе к дому. Время ещё совсем немного, около 8 часов, настроение бодрое и я полон решимости ехать даже ночью, чтобы только поскорее быть дома. Где-то через 1-1.5 часа подъезжаем к Тенгизу. Шлём в Астрахань бодрые SMSки, как быстро мы едем. Нам в ответ «что – на рекорд идёте? И шлют ещё – «кош келдиниздер!» Это приятно.

В районе Тенгиза оживлённое движение – видимо, везут вахтенных рабочих, так как едет много автобусов с людьми и между ними целая группа пикапов «Тойот», мы насчитали штук 10, не меньше. Водители пикапов все как на подбор белые с «ненашими физиономиями»! Такое брезгливо-надменное выражение у «наших» людей не встретишь. Мы предполагаем, что это иностранцы, везущие каких-нибудь начальников. Обгоняем эту группу и выезжаем на Кульсары. Темнеет. Гоним скорее, помним, что дорога здесь вроде неплохая. Хочется проехать Кульсары до ночи. И влетаем в огромную выбоину. Удар такой сильный, что, кажется, отдалось внутри. И сразу после этого нехороший звук. Выхожу из машины – задняя покрышка справа болтается на диске как тряпка. Что ты будешь делать... Уже почти темно, вдалеке виднеются огоньки Кульсаров. Меняю колесо. Затем торможу попутку, узнать есть ли в Кульсарах круглосуточная шиномонтажка. Выходит водитель, с ним попутчик навеселе с начатой бутылкой водки в руке. Говорят, что наверно должна быть, но точно не знают. Я благодарю, сажусь в машину. Только собрался трогаться, из машины, которую мы остановили, выходит мужик с водкой, машет мне руками. Выхожу. Предлагает – купи у нас запаску. Мы едем в Кульсары, там себе найдём другую, а тебе пригодится. Называет цену раза в два больше нового колеса. Я сомневаюсь. Пока я думаю, из машины выходит водитель и выговаривает своему компаньону, что он вообще-то не хочет продавать колесо. Тот пытается убедить хозяина, а мне скидывает цену почти в 2 раза. Наконец хозяин машины его забирает, я благодарю за предложение, вежливо отказываюсь, и мы едем дальше.

Звоню в Кульсары – у меня есть пару местных телефонов, дали на всякий случай знакомые – никто не отвечает. В Кульсары мы попадаем около 10 часов. Все шиномонтажки закрыты. Напрасно мы ездим по городу в поисках. Заправляемся. Я звоню в Атырау, там у меня друзья-пациенты. Они отвечают – если потихоньку дотянешь, то здесь поможем и всё сделаем. Ну что делать? Решаю потихоньку ехать. Только выехали на дорогу - хватились, что нет в машине кошелька. Неужели я оставил его на заправке? Там все наши деньги. Где сейчас искать эту заправку в темноте в незнакомом городе? Стали лихорадочно рыться в тёмной машине. Наконец, повезло хоть здесь – кошелёк оказался под сиденьем между бутылками с водой. Решаю ещё раз посмотреть на колёса и вижу, что переднее колесо справа спустило. Свечу фонариком под машиной, а на внутренней поверхности колёсного диска огромная вмятина. Куда с таким ехать? Запаски больше нет. Поползли в Кульсары и попросили заночевать возле заправки. Среди ночи дважды просыпались от холода, грели машину, чтобы как-то согреться самим.

Утром в 9 часов открывается мастерская, приходит молодой парень, мы к нему за помощью. По-русски понимает сносно. Говорит «всё сделаю, но покрышку придётся менять» Я это вижу и сам. Здесь недалеко, говорит, есть рынок, 30 минут ходьбы, надо купить. Поехали покупать вместе, так быстрее. По дороге разговорились, парень жалуется - «всё очень дорого, виноват Тенгиз, через него у нас все цены выросли. В Доссоре и Атырау все дешевле раза в полтора». Купили резину действительно дорого, выбора не было, продавали только в одном месте. Затем паренёк быстро с помощью кувалды выправил и отбалансировал нам колёса. За работу взял совсем ничего. Поставили всё на места, настроение улучшилось. Поехали дальше. В спешке забыли у паренька кое-что из своих инструментов. Нисколько не жалею – пусть ему пригодится в работе и останется память о нас. Дорога от Кульсаров до Доссора пожалуй одна из худших. Разогнаться практически невозможно, бесчисленные разбитые участки делают среднюю скорость очень медленной. Опять поразило огромное количество воды вдоль дороги. Видели множество солончаков заполненных водой, кое-где вода уже испарилась и можно видеть солончаки, наполовину заполненные водой, а по краям уже высохшие, имеющие свой «традиционный вид». Очень много разных птиц на воде. Вспомнил, как мне рассказывал приятель, как, кажется, в 1996 году он ехал в этом месте во время сильных дождей, и в некоторых местах вода поднималась так высоко, что заливала участки дороги. Дорога тогда была не такая размытая, и можно было потихоньку двигаться по воде, видя впереди в 50-100 метрах асфальт. Тогда в это верилось с трудом – казалось, откуда здесь может быть столько воды? Сейчас вериться вполне, более того - реально представляется опасность, которая может подстерегать здесь водителей. После Доссора дорога немного полегче, уже где-то после обеда приехали в Атырау. Заправились в последний раз на местной заправке и сфотографировались на память. Колеса не спускают, едем дальше. На мосту через Урал остановились ещё раз сфотографироваться. Когда ещё здесь будем, и будем ли вообще – кто знает? На границу приехали к вечеру, уже стало смеркаться. По дороге нам встретилась «десятка» с волгоградскими номерами, так мы вместе с ней до границы и доехали.

Когда проехали российскую таможню, стало совсем вечереть, но ехать тут уже не опасно, дорога как зеркало, все тяготы пути позади. Внутри ощущение усталости и радости от того, что всё закончилось. Въезжаем в Астрахань со стороны свободного посёлка, фары высвечивают деревья, встречающие нас вдоль дороги. Какими же они кажутся большими! Около 9 вечера мы были дома, разбирая вещи, вспоминая прожитую дорогу и переваривая впечатления.
Эта поездка заметно отличалась от прошлогодней. С одной стороны - от прошлого года была уверенность, что всё рано или поздно кончится, с другой – дорога лишь чуть-чуть показала нам, как опасна может быть спешка, а природа лишь слегка намекнула нам на своё могущество и на то, как легко может спутать все наши планы. Ну а в целом впечатления от поездки разнообразные (см. выше). Жалеем ли мы о ней? - Нисколько. Это богатый опыт, а даже отрицательный опыт бывает полезным. Поедем ли на следующий год – вряд ли. Может быть - когда-нибудь, хотелось бы по лучшей дороге (будет ли она сделана?).
Пусть съездит теперь кто-то другой, а мы с удовольствием прочитаем о новых впечатлениях!

P.S. Уже в конце написания этого рассказа я получил рассылку из еженедельника «Актау-Лада» http://www.lada.kz/text.asp?st=0&num=488 с описанием того, что случилось в этом районе всего через 5 дней после того, как мы его проскочили:

«В ночь с 31 августа на 1 сентября на поселки Макат и Доссор обрушилась месячная норма осадков. Ливень сопровождался шквальным ветром. В результате разбушевавшейся стихии в поселке Макат оказались затоплены практически все дома. Люди в комнатах ходили по колено в воде и иле. Многие дома построек 60-70 годов не выдержали натиска урагана и обрушились. В поселке Доссор рухнул 31 жилой дом и 43 повреждены. В поселке Макат обрушились 5 жилых домов и 23 серьезно пострадали. В Доссоре без крова остались 189 семей (1181 человек, из них 388 детей). В поселке Макат без крыши над головой остались 248 семей (855 человек, из них 480 детей). Временно пострадавшие размещены по родственникам, а также в детском садике № 54, в средней школе им. Х. Санбаева и в районной спортивной школе. По данным МЧС, предварительный ущерб от стихии составляет 1 300 000 000 тенге. Созданы оперативные штабы по ликвидации ЧС в посёлках Доссор и Макат. В ликвидации ЧС задействованы 49 единиц техники и 135 человек, из них 2 единицы техники и 18 человек личного состава от МЧС РК.
Говорят, беда одна не приходит. Так случилось и в этот раз. Безымянным макатским ураганом было размыто железнодорожное полотно в районе станции Макат (железнодорожный разъезд № 414). В это время по месту размыва проходил грузовой локомотив № 2122. С рельсов сошло 19 вагонов. Очевидцы говорят, что одним сходом поезда с рельсов дело не ограничилось. Произошло возгорание двух цистерн с нефтью, грузового вагона и непосредственно самого тепловоза. Предполагается, что в момент схода вагонов с рельсов в состав, вдобавок ко всем бедам, ударила молния. В результате погибли машинист тепловоза и его помощник»

Домолазов Андрей Геннадьевич, на Мангышлак (на Жетыбай) первый раз приехал с родителями в 1967 в трёхлетнем возрасте. Второй раз приехали в 1980 году, там же закончил школу (первый выпуск 13 школы). После окончания медицинского института в 1987 году снова приехал в Шевченко, работал в гастроэнтерологическом отделении МСО-102. В 1993 году уехал в Астрахань, где и проживаю сейчас.
E-mail: Gastro@mail.ru


1) «Перекус» в дороге


2) Объезд перед Атырау


3) Трубопровод вдоль дороги


4) Каньон возле дороги. 1187 км от Астрахани


5) В районе Шетпе


6) Медуза в Голубой бухте


7)


8) Бычки под камнями


9) Свадьба перед подъездом


10) Песчаная буря


11) Мусор на берегу. Такого берега, к сожалению, стало очень много


12) Прибой на базе «Ивушка»


13)


14)


15) Возле родника с минеральной водой в Карагие


16) Домой!


17)


18) Вода вдоль дороги от Кульсаров до Доссора


19) Заправка в Атырау


20) Здравствуй Европа!




Природа Мангышлака
Предыдущая статья  |  В начало статьи  |  Список статей  |  Следующая статья
 TopList
Главная страница English  |  Новости  |  Фотографии  |  Статьи  |  О проекте  |  Форум  |  Чат  |  Гостевая книга Напишите нам
Hosted by uCoz